Государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства
Утверждены Приказом
Председателя Комитета по делам строительства,
жилищно-коммунального хозяйства
и управления земельными ресурсами
Министерства национальной экономики РК
от 27 июля 2015 года № 246-НҚ
Методические указания по переходу на сметно-нормативную базу 2015 года
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.10.2017 г.)
Предисловие
1. РАЗРАБОТАНЫ АО «КазНИИСА»
2. ПРЕДСТАВЛЕНЫ Управление сметных норм в строительстве Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан (МНЭ РК)
3. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом Комитета по делам строительства, ЖКХ и управления земельными ресурсами МНЭ РК от 27.07.2015 года № 246-нқ с 27.07.2015 года
Дата введения - 2015.07.27
Настоящий государственный норматив не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Уполномоченного государственного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства Республики Казахстан
Настоящие «Методические указания по переходу на сметно-нормативную базу 2015 года» (далее - Методические указания) устанавливают порядок определения стоимости строительства для объектов, возводимых за счет государственных инвестиций или средств субъектов квазигосударственного сектора на период введения сметно-нормативной базы 2015 года в Республике Казахстан.
Целью Методических указаний является создание единой методической основы, позволяющей определять стоимость инвестиционных проектов на различных стадиях их реализации, для всех субъектов участвующих в инвестиционно-строительном процессе при планировании и формировании инвестиционных предложений, разработки ТЭО, разработки ПСД, определении договорных цен на строительную продукцию и расчетов за выполненные работы при переходе на сметно-нормативную базу 2015 года.
1.1 Положения, изложенные в настоящих Методических указаниях, устанавливают порядок определения стоимости строительства в период перехода на новую сметно-нормативную базу 2015 года для объектов, возводимых за счет государственных инвестиций или средств субъектов квазигосударственного сектора.
См.: Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 ноября 2015 года № 707 «Об утверждении Правил определения стоимости строительства объектов за счет государственных инвестиций и средств субъектов квазигосударственного сектора»
Для применения настоящих методических указаний необходимы следующие ссылочные нормативные (нормативно-правовые и нормативно-технические) документы:
Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»;
СН РК 1.02-03-2011 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство»;
СП РК 1.02-21-2007 «Правила разработки, согласования, утверждения и состав ТЭО на строительство»;
СН РК 8.02-02-2002 «Порядок определения сметной стоимости строительства в Республике Казахстан»;
Государственный норматив по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан.
3.1 Корректировка проектно-сметной документации: изменение установленных проектных решений, стоимостных показателей ранее утвержденной проектно-сметной документации.
3.2 Корректировка технико-экономического обоснования: изменение установленных технико-экономических параметров бюджетного инвестиционного проекта, влекущих за собой изменение технических решений и дополнительные расходы.
3.3 Объекты инвестиций: новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение предприятий, капитальный ремонт зданий и сооружений.
3.4 Ресурсный метод: метод определения стоимости строительной продукции путем калькулирования в текущих ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта.
3.5 Сметная документация: документация, составляемая для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий и сооружений или их очередей. К сметной документации относятся: ведомости объемов работ, локальные и сводные ресурсные ведомости, локальные ресурсные сметы и расчеты, объектные сметы и расчеты, сметные расчеты на отдельные виды затрат, сводные сметы и расчеты, сводки затрат и др.
3.6 Сметно-нормативная база 2015 года: государственные сметные нормативы, разработанные в рамках ресурсного метода, утверждаемые и вводимые в действие в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства начиная с 2015 года, совместно действующие в определенный период времени и составляющие нормативно-правовую основу для определения сметной стоимости строительства.
3.7 Сметная стоимость: стоимость строительства объекта, определяемая в соответствии со сметными нормативами при разработке проектной документации на строительство.
3.8 Стройка: совокупность зданий и сооружений (объектов), различного назначения (производственного, социального, транспортного и другой инфраструктуры), строительство которых осуществляется по единой проектно-сметной документации со сводным сметным расчетом стоимости строительства.
3.9 Текущие цены: цены строительных ресурсов на конкретный период (квартал, полугодие, год).
3.10 Технико- экономическое обоснование (далее - ТЭО): документ, содержащий сведения об основных технических, технологических и иных решениях, а также результаты изучения осуществимости и эффективности бюджетного инвестиционного проекта, проводимого на основе экономического анализа выгод и затрат с определением основных технико-экономических параметров.
4.1 Методические указания разработаны в соответствии с требованиями законодательства в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности Республики Казахстан. Настоящий документ содержит общие методические указания по учету особенностей применения сметно-нормативной базы 2015 года при составлении сметной документации на строительство.
В пункт 4.2 внесены изменения в соответствии с приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства национальной экономики РК от 10.02.17 г. № 36-НҚ (см. стар. ред.)
4.2 В процессе реализации государственных инвестиционных проектов в сфере строительства, а также проектов реализуемых за счет средств субъектов квазигосударственного сектора (далее - ГИП), необходимо правильно выбрать порядок определения сметной стоимости ГИП на следующих этапах реализации:
- формирование инвестиционных предложений;
- разработка или корректировки ТЭО;
- разработка и утверждение проектно-сметной документации;
- корректировки проектно-сметной документации;
- строительство.
5. Особенности реализации ГИП в период перехода на сметно-нормативную базу 2015 года
на этапе формирования инвестиционных предложений
5.1 Процесс разработки инвестиционных предложений государственных инвестиционных проектов представляет собой комплекс мероприятий направленный на формирование комплекта документации инвестиционного предложения со всеми обосновывающими расчетами, представление его в уполномоченный орган по государственному планированию и получения экономического заключения.
5.2 В процессе разработки инвестиционных предложений ГИП администратору бюджетных программ необходимо учесть особенности порядка определения стоимости проектных работ, инженерных изысканий и расчетной стоимости строительства в период перехода на сметно-нормативную базу 2015 года.
5.3 В составе инвестиционных предложений ГИП следующие документы содержат стоимостную информацию, требующую проведения сметных расчетов:
- информационный лист инвестиционного предложения;
- расчеты и обоснования стоимости ГИП (согласно действующим сметно-нормативным документам);
- Техническое задание на проектирование с указанием требований к сметным расчетам (для ГИП не требующих разработки ТЭО).
5.4 При заполнении информационного листа инвестиционного предложения согласно утвержденной форме администратор бюджетных программ указывает период и стоимость мероприятий и компонентов бюджетного инвестиционного проекта на основании соответствующих обосновывающих расчетов.
5.5 Стоимость проектных работ при заполнении информационного листа инвестиционного предложения рассчитывается с применением сметно-нормативной базы 2015 года с 6 января 2016 года, а стоимость инженерных изысканий с 1 января 2017 года.
5.6 Расчетная стоимость строительства в составе ГИП рассчитывается с применением сметно-нормативной базы 2015 года, начиная 1 марта 2016 года. Расчеты составляются с применением укрупненных показателей стоимости строительства.
5.7 В случае отсутствия соответствующих укрупненных показателей стоимости строительства расчетную стоимость строительства допускается определять базисно-индексным методом с применением объекта - аналога рассчитанного на основе сметно-нормативной базы 2001 года.
Методические указания дополнены пунктом 5-8 в соответствии с приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию РК от 03.08.17 г. № 169-нқ
5.8 В случае отсутствия объектов - аналогов расчетную стоимость строительства объектов жилищно-гражданского назначения допускается определять в порядке, изложенном в Приложении Д к настоящим методическим указаниям.
Методические указания дополнены пунктом 5.9 в соответствии с приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию РК от 23.10.17 г. № 231-нқ
5.9 В случае отсутствия объекта-аналога для того региона, в котором намечается строительство, допускается применять объекты-аналоги, строительство которых осуществлено в других регионах.
При планировании строительства объекта в районах с сейсмической активностью 7, 8, 9 баллов для определения расчетной стоимости планируемого объекта строительства к показателям сметной стоимости строительства объекта-аналога в текущих ценах с обычными геологическими условиями применяются поправочные коэффициенты, приведенные в таблице Е.1 приложения Е настоящих Методических указаний.
Сейсмическое районирование территории Республики Казахстан принимается в соответствии с действующими нормативными документами.
6. Особенности реализации ГИП в период перехода на сметно-нормативную базу 2015 года
на этапе разработки или корректировки ТЭО
6.1 Критерием выбора сметно-нормативной базы для определения расчетной стоимости в составе ТЭО является дата подписания договора на разработку (корректировку) ТЭО.
6.2 В случае, когда договор на разработку ТЭО подписан до 1 марта 2016 года, то расчетная документация в составе ТЭО осуществляется на основании сметно-нормативной базы 2001 года.
6.3 В случае, когда договор на разработку ТЭО подписан начиная с 1 марта 2016 года, то расчетная документация в составе ТЭО осуществляется с применением сметно-нормативной базы 2015 года.
6.4 Корректировка ТЭО осуществляется в соответствии с Правилами разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта, а также планирования, рассмотрения, отбора, мониторинга и оценки реализации бюджетных инвестиций (далее - Правила), утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 129.
7. Особенности реализации ГИП в период перехода на сметно-нормативную базу 2015 года
на этапе разработки и утверждения проектно-сметной документации
7.1 Критерием выбора сметно-нормативной базы для проведения сметных расчетов в составе ПСД является дата подписания договора на разработку проектно-сметной документации.
7.2 В случае, когда договор на разработку проектно-сметной документации подписан ранее 1 июля 2015 года, то сметная документация в составе ПСД составляется на основании сметно-нормативной базы 2001 года.
7.3 В случае, когда договор на разработку проектно-сметной документации подписан начинал с 1 июля 2015 года, то сметная документация в составе ПСД составляется на основании сметно-нормативной базы 2015 года.
7.4 При составлении сметной документации с применением сметно-нормативной базы 2015 года применение сметных норм и расценок (СНиР-2001) из сметно-нормативной базы 2001 года не допускается.
7.5 В случае, когда при составлении сметной документации с применением сметно-нормативной базы 2015 года возникает необходимость применения укрупненных сметных нормативов отсутствующих в применяемой базе допускается применять укрупненные сметные нормативы из сметно-нормативной базы 2001 года до момента разработки и утверждения соответствующих сборников в составе сметно-нормативной базы 2015 года.
Раздел 7 дополнен пунктом 7.6 в соответствии с приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства национальной экономики РК от 10.02.17 г. № 36-НҚ
7.6 При составлении сметной документации с применением сметно-нормативной базы 2001 года допускается пользоваться сметными ценами на материалы и оборудование из сборников сметных цен в текущем уровне сметно-нормативной базы 2015 года с приведением к базисным ценам 2001 года через индекс изменения месячного расчетного показателя текущего года в случае отсутствия сметных цен на материалы и оборудование в сметно-нормативной базе 2001 года.
8. Особенности реализации ГИП в период перехода на сметно-нормативную базу 2015 года
в случаях корректировки проектно-сметной документации
8.1 В случаях необходимости внесения изменений и (или) дополнений в ранее утвержденные проекты строительства за счет бюджетных средств и иных форм государственных инвестиций, предполагающих увеличение стоимости строительства, экспертные организации, в пределах своей компетенции, устанавливают целесообразность и обоснованность намеченной корректировки проекта в порядке, установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан.
8.2 Корректировка проектно-сметной документации в части сметной документации производится в рамках той сметно-нормативной базы, в которой она была рассчитана.
8.3 Корректировка проектно-сметной документации по причине пересчета сметной документации по сметно-нормативной базе 2015 года не допускается.
9. Особенности реализации государственных инвестиционных проектов в период перехода
на сметно-нормативную базу 2015 года на этапе строительства
9.1 На этапе проведения государственных закупок подрядных работ по ГИП сметная документация которых составлена с применением сметно-нормативной базы 2015 года в составе конкурсного предложения потенциальный поставщик предоставляет смету (оферту), в пределах лимита средств установленного сметой заказчика.
9.2 Смета подрядчика (оферта) составляется ресурсным методом в текущих ценах, на базе сметы заказчика, с переоценкой строительных ресурсов на основе данных подрядчика по оплате труда, стоимости эксплуатации строительных машин, стоимости материальных ресурсов по фактическим сделкам, действующим контрактам, или предложениям на их поставку, по фактическому уровню накладных расходов по формам в соответствии с приложением Б.
9.3 На основе сопоставления смет заказчика и подрядчика составляется и утверждается в составе договорной цены каталог единичных договорных расценок по всем позициям (работам и отдельным затратам) сметы заказчика. Единичные договорные расценки составляются в тенге на принятую единицу работ по проекту, с начислением накладных расходов и сметной прибыли. Данный каталог единичных договорных расценок служит основой при взаиморасчетах между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы. Форма каталога единичных договорных расценок приведена в Приложении В.
9.4 По ГИП сметная документация которых составлена с применением сметно-нормативной базы 2015 года, в целях обеспечения приемки и оплаты выполненных работ подрядные организации обязаны предоставлять Акты приемки выполненных работ в соответствии с Приложением Г.